МОБУ Краснохолмская средняя школа №2



О школе

Инноватика

Исследовательские работы

Инноватика

Экспериментальная площадка "Раздельно-параллельное обучение девочек и мальчиков в среднем звене"

Программа эксперимента


Тема эксперимента: " Раздельно-параллельное обучение девочек и мальчиков в среднем звене общеобразовательной школы"


Исполнители: администрация Краснохолмской средней общеобразовательной школы №2, учителя, работающие в экспериментальных классах, учащиеся 5а, б и 7 а, б классов.

Основание проведения опытно-экспериментальной работы: Устав школы п. 2, 6, Положение об инновационных образовательных учреждениях.

Пояснительная записка

В последнее время очень часто звучит фраза "качество образования". Её можно услышать и на совещаниях всех уровней и вычитать в периодической печати. А ещё очень много говорится о содержании образования, о различных методиках преподавания и т. д. Доказывая эффективность и современность того или иного метода, учителя и методисты зачастую забывают тех, кому адресовано образование - об учениках, об их особенностях психологического, физического плана, забывают и о том, что - девочки и мальчики.

Гендерные различия в разное время были предметом обсуждения психологов, генетиков, социологов, но очень мало интересовалась этим школа. Так получилось, что школа упустила тот момент, когда стал меняться гендерный психологический профиль её питомцев, а выпускать она стала не юношей и девушек, а особей неопределенного пола. Познакомившись с опытом раздельного обучения за рубежом и в нашей стране, мы пришли к выводу, что в условиях нашей школы можно организовать классы для девочек и мальчиков, где девочки и мальчики будут учиться раздельно, а после уроков и на переменах будут общаться. Считаем, что это щадящий метод, хотя он и потребует определённых изменений в педагогическом составе, в планировании учебного и воспитательного процессов.

Данная программа в процессе перехода нашей школы на уровень экспериментальной площадки выделяет компоненты, которые подлежат инновационным изменениям:

  • содержание образования;
  • совершенствование методов обучения;
  • подготовка учителей к внедрению современных методов обучения;
  • организация воспитательной работы;
  • система дополнительного образования и организованного доступа;

Цели эксперимента:

  1. создать психологически комфортную среду для учащихся;
  2. обеспечить качество учебного процесса в среднем звене с помощью специальной педагогической технологии дифференцированного обучения мальчиков и девочек;
  3. повысить мотивацию к учебному процессу.

Основные гипотезы:

  1. обучение и воспитание мальчиков и девочек с учетом их природных, половых, психофизиологических особенностей и различий способствует полноценному, интенсивному и личностному развитию;
  2. Раздельно-параллельное обучение обеспечивает комфортную, природосообразную среду обучения и развития, оптимизирует и повышает эффективность педагогических воздействий в процессе обучения.

Объект эксперимента

Модель дифференцированного раздельно-параллельного обучения мальчиков и девочек среднего звена с учётом половых психофизиологических особенностей и различий в одной школе в рамках единого образовательного и воспитательного процесса.

Предмет эксперимента

  • показатели учебной деятельности (педагогический мониторинг);
  • показатели уровня умственного развития (данные психологической диагностики);
  • показатели уровня развития эмоционально-волевой сферы (адаптивность и произвольность поведения);
  • личностные характеристики учащихся (самооценка, мотивация, коммуникативные качества);
  • результаты диагностики психологической атмосферы в классе;
  • данные социометрического исследования;
  • физическое состояние детей.

Достижению поставленных целей будет способствовать решение следующих задач:

  1. выработка соответствующих форм и методов работы и их экспериментальная проверка;
  2. проведение сравнительного анализа динамики развития учащихся в экспериментальных классах;
  3. создание психологически комфортной обучающей и воспитательной среды с учётом гендерных аспектов формирования личности;
  4. экспериментальная проверка гипотезы (проверить, не оказывает ли разделение класса негативного влияния на взаимоотношения учащихся, на общую психологическую атмосферу в классе).

База эксперимента

Раздельное обучение осуществляется в экспериментальных 5, 7 классах среднего звена: 5а класс - девочки, 5б класс - мальчики, 7а класс - девочки, 7б класс - мальчики, 7в класс - контрольный (в нём обучаются и мальчики и девочки). Возрастные рамки испытуемых 10-14 лет

В классах в первой половине дня работают учителя-предметники, ведущие преподавание по единым программам, но используя различные подходы и методические приёмы в обучении. Во второй половине дня проводятся спецкурсы, разработанные учителями-предметниками, согласно половозрастным особенностям учащихся.

Результаты наблюдений планируется сравнить с результатами наблюдений в начале и по завершению обучения в среднем звене, провести пилотажное сравнение с результатами наблюдений в контрольном 7в классе, где ведётся совместное обучение мальчиков и девочек.

Научно-теоретическая значимость эксперимента заключается:

В том, что будут определены психолого-педагогические условия для оптимизации учебной деятельности с учётом гендерных черт учащихся при раздельно-параллельном обучении, разработаны методы обучения, обеспечивающие расширение кругозора детей, повышающие мотивизацию к учебному процессу, что в дальнейшем должно способствовать подготовке образованного, культурного, творческого человека, подготовленного к жизненным позициям мужчины и женщины в обществе.

Изученная по данному вопросу литература:

  1. Корицина С. М. - "География и практика раздельного обучения".
  2. Ерофеева Н. - "В классе мальчики и девочки...Как их учить?". Ж.: "Народное образование", №2, 2001.
  3. Козловская Г. В. - "Совместное обучение привело к нивелировке полов...". Ж.: "Народное образование", №1, 2002.
  4. Маленкова Л. - "В одном классе - два разных мира".
  5. Сабир Р. - "Наука - "бесполой" школе".
  6. Мартынов И. - "Педагогический Чернобыль: преодолим ли он ближайшие годы?"
  7. Материалы из опыта работы школ с раздельным обучением: Кировская средняя школа №21, Школа-лицей города Железногорска, Красноярского края; статьи и письма учителей и учеников - газета "Вятский край", от 21 августа 2001 года

О школе

Инноватика

Исследовательские работы

На главную
©И. А. Килина Krscool2@mail.ru
Ссылки:
О погоде
КСШ №3
Hosted by uCoz